У вас на третьей полосе опечатка

ПОЛОСА ИЛИ СТРАНИЦА?

Теоретическая заметка
Почему в типографиях макеты меряют полосами?
Каждый, кто сталкивался с вопросом «сколько полос в блоке?», наверняка сначала переспрашивал, а потом, после разъяснений, удивлялся — зачем использовать еще одно слово для того, что уже имеет понятное название — «страница»?

Давайте разберемся.
Итак, «лист» — это лист в буквальном значении — физический плоский листочек, который можно запечатать с двух сторон. Получаем 1 лист и 2 страницы (или одну, если печать односторонняя). С лифлетом в одно сложение тоже все просто: первая страница, разворот 2—3, последняя — 4.

А если не листовка, а сложенный два раза лифлет? Вот тут и появляется понятие полосы.
Полоса — «логическая» страница, которая упрощает понимание макета. В случае лифлета в два сложения (фальца) получим 1 лист и 6 полос. На первой стороне 1-2-3 — переворачиваем — 4-5-6. Вот теперь можно легко сказать, что «на четвертой полосе опечатка», или «на пятой полосе текста нет — так задумано». Теперь все участники процесса друг друга понимают. И дизайнер, и менеджер в типографии, и печатник, и фальцовщик (лифлет ведь можно по-разному собрать). Отпадает необходимость придумывать фразы типа «ну там, на второй стороне левее середины» в случае, если у лифлет длинный и во много сложений.
Для примера взят лифлет в 5 сложений.
Брошюры делятся на две группы. Первая — брошюры, у которых обложка и блок из одинаковой бумаги. Вторая — обложка и блок на разных бумагах. В первом случае нумерация будет сквозная, начиная с первой полосы обложки и до последней. Во втором будет две нумерации. Одна для обложки, вторая для блока. Так и говорят: «Третья полоса обложки», «Пятая полоса блока».
Бывают случаи интереснее — брошюра на скобе, и некоторые листы со сложениями, т.е. их можно развернуть (карта района в путеводителе, например). А если не просто разворачивается, а с двумя сложениями?
В первом случае весь буклет на одинаковой бумаге, так что он весь считается блоком и нумерация идет насквозь с первой до последней полосы (те полосы, которые мы не видим, указаны серым). Во втором случае для обложки выбрана бумага, отличная от бумаги блока и нумерации две — одна последовательная для обложки, вторая — для блока (показана красным).
У журналов на скобе бывают фальшобложки, когда одна поверх другой собрана. Причем, первый листик бывает узким, чтобы закрывать не всю обложку. В любых случаях все полосы всегда нумеруются последовательно слева-направо, т.е. мысленно мы рассматриваем обложку отдельно от блока. Таким образом получится, что у журнала на скобе обложка имеет первую полосу (само «лицо» журнала), вторую, третью и четвертую, где четвертая — последняя страница обложки. В развернутом виде 4-1 / 2-3, соответственно. При фальшобложке 1-2-3-4 / 5-6-7-8. Никаких запутанных «предпоследняя в конце», «первая из задних». 7 и 5 полосы.
Фальшобложка прикрывает основную обложку лишь частично.
Рекламные предложения оперируют той же терминологией. Полостная реклама, модуль в полполосы горизонтально, 1/3 вертикальной — все это измерено полосами именно потому, что модуль может находиться на «логической» странице, а не физической.

Важно помнить, что количество полос всегда четное. Даже если последняя полоса пустая. К сожалению, часто об этом забывают, особенно если макет делает неопытный дизайнер, а решение принимается набегу. Кто-то в текстовом редакторе сделал эскиз, дизайнер переделал аккуратнее, результат постранично распечатали на принтере, результат всех устроил… А потом оказывается, что в буклете появится белая полоса, потому что у страницы всегда есть оборот на листе. Похожая ситуация с брошюрами, когда все забывают, что при собирании на скобу нужно сложить лист пополам, т.е. количество полос должно быть кратно 4. Обидно ситуация, когда макет хороший, много людей над ним работали, но оказывается, что одной полосы не хватает, или одна лишняя, и времени в обрез. Хорошо, если материала хватает и можно быстро сверстать еще полосу, или рекламу поставить, или хотя бы «для заметок» сделать (обычно в книгах так «добивают» до кратности). А если ни материала, ни времени?…
Обезопасить себя от таких ситуаций просто. Возьмите бумагу, ручку, ножницы и сложите макет в миниатюре, или распечатайте на принтере в натуральную величину. Если логика расположения элементов нарушится, то это сразу будет видно.
В завершение статьи перечень частых ошибок в макетах.
1) количество полос нечетное
2) количество полос не кратно 4 в брошюре
3) макет прислан разворотами (исключение — лифлеты, т.к. они в макете имеют две стороны: лицо и оборот, и обложки, сделанные по тому же принципу: лицевая сторона 4-1, и оборот — 2-3)
4) блок начинается с четной полосы (правые полосы всегда нечетные, т.к. и первая полоса обложки тоже правая)
5) важные элементы (текст, например) расположены так, что попадают на сгиб, и если в случае лифлета или буклета это не так страшно, то в случае брошюры недопустимо, т.к. перекосы даже в десятую долю миллиметра будут заметны
6) формат буклета никак не привязан к стандартным форматам бумаг.
Нет, речь не о том, что нужно делать строго А4, А5, А6. Речь о том, что для цифровых печатных машин основной формат бумаги — SRA3 (450×320). И если макет задуман, как горизонтальный А4, то в развороте уже будет 297+297 мм, т.е. 594 мм, а это уже А2. Есть цифровые машины, которые могут печатать на А2, или на формате 660×330, но их мало и такие услуги дороги в виду нестандартных возможностей. Либо печатать А2 на офсетной машине, но для офсета нужен большой тираж и счет пойдет на сотни изделий, иначе в пересчете на единицу цена будет очень высокой.

Если у вас остались вопросы, или что-то было объяснено запутано, пишите нам на электронную почту. Мы обновим или расширим текст статьи.
Made on
Tilda