НЕМНОГО ПРО ПЧЕЛ ИЛИ

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ СТОИМОСТЬ ПЕЧАТИ В ТИПОГРАФИИ

Большая статья о том, как устроены полиграфические процессы,
и то, как они влияют на итоговую стоимость изделий
Часто на производствах (а в типографиях практически ежедневно) можно увидеть одну и ту же картину — заказчик придумал невероятный макет и удивляется, что производство будет очень дорогим, или вообще невозможным, или и то и другое сразу. Причина неверного представления о ценах проста — незнание полиграфических и послепечатных процессов и затрат на них, и, как следствие, невозможность ориентироваться в масштабах цен. Впрочем, все это справедливо для любой области и технологии.

Скажем, много ли людей без википедий и подсказок ответит на вопрос — почему мед в сотах дороже жидкого, ведь казалось бы, все проще — ни тебе сбора, ни сцеживания, и при том же весе меда меньше, т.к. чуть не половина — воск. Между тем, стоит прочитать объяснение, как сразу же думаешь «И как я сам не догадался?». Так что давайте разбираться — почему же «мед в сотах» дороже.

Большинство людей, видевших работу цветного струйного принтера, или лазерного ч/б, думают, что в типографии все то же самое, только «принтер» гигантский, и сильно удивляются фразами типа «странно, я у себя на принтере могу, а вы в типографии не можете».
В чем же отличие?
Полиграфия не стоит на месте и активно развивается, особенно с компьютеризацией технологий, но суть многих процессов все равно не меняется веками. И все из–за того, что печать в первую очередь является копированием. А где есть копирование, там, соответственно, есть «матрица», с которой множат, и приладка (настройка) процесса с матрицей.
Возьмем, например, офсет, как самый распространенный многотиражный процесс.

Если очень упростить, то представьте себе обычную печать для документов. Краска наносится на выступающие элементы, а с них переносится на бумагу (этот принцип лежит в основе высокой печати). А теперь представьте обратный вариант — все важное не выступает, а наоборот — прорезано в резине. В эти углубления наливается краска, а с остальной поверхности излишки снимаются специальным ножом (ракелем). После прижатия к поверхности, краска останется на бумаге (это принцип глубокой печати). Печатная форма работает аналогично, только с нее краска переносится сначала на печатный цилиндр, а уже с него на бумагу.
В большинстве печатных технологий используют четыре краски — C (cyan), M (magenta), Y (yellow), K (key color (black)),
и, чтобы осуществить печать, необходимо на каждую из этих красок сделать печатную форму. Формы устанавливают
в секции печатной машины, и стоят они друг за другом, т.е. цвета печатаются последовательно.

Следующий этап — надо начать печать, чтобы с помощью специальных приводных меток макета совместить на листе все 4 формы. Снова вспомним обычную резиновую печать. Очень часто первый оттиск получается плохой — где–то буквы не прокрасились, где–то смазалось. Наливаем чернил на подушку, снова штампуем — теперь наоборот все залито и надо отштамповать еще удров 10, чтобы лишняя краска ушла и печать получилась ровной и четкой. Все то же самое произойдет в печатной машине. Надо раскатать краску
по валам, чтобы она равномерно и постоянно распределялась по форме. В среднем процесс потребует 200–300 листов.

Меток и приводных шкал существует большое количество под разные цели (вы их часто можете встретить в жизни, особенно
на упаковках товаров, переверните пакет молока, например).

Итого — мы сделали спуск полос (разложили макет на листе), вывели с листа 4 пленки, а с них 4 алюминиевые формы, установили формы в машину, залили краску, раскатали ее и свели изображения по меткам, уже через машину пролетело три сотни листов, а печать тиража еще и не началась!

Если тираж будет огромный, то после приладки успевай только краску подливать и периодически контролировать оттиски. Цена каждого отдельного прогона будет копеечной, скорость печати высокая. Скажем, листовой офсет — это в среднем 10–15 тысяч отпечатков в час, а рулонные машины могут и 30 тысяч оттисков в час печатать. Стоимость производства форм «размажется» по тиражу и в пересчете на единицу будет едва заметна.
Таким образом и для маленького тиража, и для большого, этап подготовки и приладки одинаковый по времени
и манипуляциям и, как следствие, одинаково стоит!
А теперь возьмем для примера визитки. Допустим, вам надо 100 штук. Листовые печатные машины обычно печатают на А2, на такой лист уместится 48 визиток, и вам их надо будет 3 листа на весь тираж. Но в приладку минимум 200 листов уже улетело. И даже если есть бюджет на такую работу, некоторые типографии могут отказаться от такой работы.
Объясняется это легко. Приладка займет около часа, после визиток для другого тиража опять приладка — еще час. А так могли бы уже второй час печатать на скорости 10000 оттисков. Т.е. выгоднее вообще не брать крохотный тираж. Кроме того, что вся технологическая подготовка с формами займет время и это далеко не пять минут, и в типографии планируют время под тиражи, формируя «очередь
на печать», так что если вдруг что–то пошло не так (в последний момент нашли ошибку в макете, или с формами задержали), то все — заказ уходит из очереди. Никто не будет держать машину и ждать.
Именно в таких ситуациях часто случаются конфликты, потому что заказчик не может оценить временные затраты на производство
и не понимает почему вопрос звучит как «если через 15 минут не будет макета, то тираж запустится через три дня». Именно потому, что много чего нужно сделать и подготовить, а потом дождаться очереди.

Наверняка у многих сейчас возникнет вопрос — а как же тогда с журналами? Это ж сколько приладок, там ведь все страницы разные! Все достаточно просто — делают спуск полос по 16 на лист. Получается, что за один прогон печатается сразу 16, со второй формы печатается оборот. Две приладки, и у нас уже 32 полосы. Если в журнале их 64, то весь блок журнала — 4 комплекта форм
и 4 приладки. На многосекционных машинах можно поставить формы последовательно и за один прогон печатать и лицо и оборот. Кратность 4 обусловлена тем, что лист потом сложат два раза пополам и получат «тетрадку». Один прогон — 32 полосы. А таких прогонов на рулонной машине — 30 тысяч в час.

Конечно, мир не стоит на месте, и все шире применяется технологии CtP (Computer to Plate), позволяющие обойти этап с выводом пленок — печатная форма создается под воздействием лазера, но сказать, что это прям прорыв нельзя, не говоря уж о том, что установки CtP стоят достаточно дорого, и есть далеко не у всех (не беремся прикидывать на глаз статистику, но то, что вывод пленок все еще существует как услуга, показывает что CtP в России применяется не очень широко).
Аналогичным образом устроены многие процессы печати. Флексография, шелкография, тампонная печать, высокая печать, глубокая печать, ирисовая и гильош, вырубка на тигеле, тиснение, блинт, конгрев — все эти технологии требуют создания форм и приладок. Т.е. долго и дорого сделать матрицу, потом дешево множить одинаковое.
Обратимся к живым примерам:
- для нанесения выборочного лакирования на пару листов — нужно вывести пленку, сделать форму, часть тиража потратить на приладку (раскатать краску, поставить упоры, чтобы на всех листах было идеально на том же месте).
- для того, чтобы вдавить буквы/покрыть фольгой буквы на одной визитке необходимо сделать клише из латуни–магния–полимера, поставить упоры и приладиться.
- для вырубки одной коробки из листа картона, нужно сначала изготовить макет штампа (а это не сразу, потому что необходимо делать тестовые резы контура на плоттере, т.к. штамп поправить нельзя, а только заново все переделывать), а потом производится приладка на тигеле.

Таким образом можно сделать одно изделие, но нужно понимать, что на самом деле придется изготовить гораздо больше, чтобы тиража хватило на приладку и на отбраковку, и что это одно изделие будет стоить всех тех работ, которые необходимы для его изготовления. И также то, что в итоге сто штук будут стоить дороже одной на символическую сумму.
Из вышесказанного следует то, что если в одном макете есть несколько сложных технологий, довольно сильно начинает расти тираж, т.к. каждая новая приладка означает выбраковку. Так что если вам необходимо 100 визиток, чтобы «логотип выпирал», имя было золотой фольгой, и сверху лаковый блестящий узор , нужно быть готовым, что тираж увеличится в три раза, соответственно вырастет и цена производства.
Цифровая печать работает по другому принципу.

«Цифре» не нужна печатная форма. Изображение формируется электричеством на фотобарабане, на него «налипает» тонер, и,
с помощью ленты переноса, переносится на бумагу, после чего тонер «запекается», проходя через разогретые валы печки. Это дает нам два важных фактора — количество копий может быть любым (начиная от одного) и второе — цена комплекта одинаковых изделий такая же, как и у комплекта разных (иными словами, напечатать 10 разных картинок и 10 одинаковых в цене одинаково).

Однако из этого следует и другое — так как изображение формируется каждый раз для каждого листа, затраты на этот процесс
не меняются. Т.е. увеличение тиража не дает снижения цены. Таким образом мелкие тиражи очень хорошо печатать на «цифре»,
но может возникнуть так называемый «пограничный тираж» — ситуация, когда количество тиражных листов +/ — равняется офсетной приладке. В таком случае и цифрой и офсетом будет дорого, но альтернативы никакой уже не будет, только если уменьшать или увеличивать тираж.

Отдельно хочется заметить, что вопрос не только в размере тиража при выборе между цифровой печатью и офсетом. Технологии разные и результат у них разный. В цифровой печати используется сухой тонер, т.е. порошок, который насыпается на бумагу
и припекается. Офсет использует жидкие краски, которые, попадая на бумагу, растекаются и смешиваются. А это уже значит, что цветовой охват шире, богаче полутона, изображение приятнее и «чище». И, как следствие, это означает, что тираж на офсете
и на «цифре» будет отличаться визуально из-за разницы технологических процессов.
Поэтому, если вы ищете типографию и просите расчитать стоимость, то на одно и то же ТЗ цены могут очень различаться из–за того, что один расчет будет на «цифре», другой на офсете, а где-нибудь еще посчитают печать на листовой Heidelberg Speedmaster SM74, которая за раз забирает в себя 50 листов. Поэтому для того, чтобы оценить ценовую категорию типографии, нет смысла спрашивать «А сколько у вас стоит напечатать 100 визиток?». Этот вопрос, кроме того, что не имеет никакой конкретики (формат / количество красок / односторонние или двусторонние / вид бумаги), еще и не даст ровно никакой информации о типографии.
А теперь, собственно, про мед.
Пчеловод делает из дерева прямоугольные рамки и натягивает в них проволоку. Пчелы берут проволоку за основу будущей конструкции и начинают создавать соты, которые позже наполненят медом. Во время сбора меда рамки вынимаются, и соты прокалываются специальной большой «вилкой». Дальше рамку наклоняют и мед сам стекает. После рамку возвращают на место
и в следующем году пчелы возьмут за основу уже готовые соты. А если пасечник отдает мед в сотах, значит на будущий год пчелам придется заново все строить и уже потом заполнять соты медом. А это значит, что пчелы потратят много сил и времени
на строительство, и меда будет меньше. Владельцу улья приходится компенсировать потерю в меде, плюс затрачивать ресурсы
на подкормку пчел. Цена растет. Логично ведь? Да, в последнее время и здесь прогресс активно врывается в ульи, и пчеловоды стали использовать искусственные соты, чтобы пчелы совсем не отвлекались.
P.S.
Если вам интересны технологии печати в деталях, но без занудства, мы рекомендуем книгу Стефана Стефанова «Полиграфия для рекламистов». Доступна на любых носителях. Это интересная и богато иллюстрированная энциклопедия печатных процессов, и написана для всех интересующихся.

Made on
Tilda